Петро́в-Во́дкин Кузьма Сергеевич (1878-1939), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). С начала 1910-х гг. перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративными произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых и ярких цветов («Играющие мальчики», 1911). Разработал так называемую сферическую перспективу, создал драматические тематические картины («1918 год в Петрограде», 1920), аналитически строгие портреты («А. А. Ахматова», 1922), натюрморты, выявляющие конструктивность предметного мира («Черёмуха в стакане», 1932). Работал как график и театральный художник.
* * *
ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич - ПЕТРО́В-ВО́ДКИН Кузьма Сергеевич (1878-1939), российский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). С начала 1910-х гг. перешел от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых и ярких цветов («Играющие мальчики», 1911). Разработал т. н. сферическую перспективу, создал драматические тематические картины («1918 год в Петрограде», 1920), аналитически строгие портреты («А. А. Ахматова», 1922), натюрморты, выявляющие конструктивность предметного мира («Черемуха в стакане», 1932). Работал как график и театральный художник.
* * *
ПЕТРО́В-ВО́ДКИН Кузьма Сергеевич [24 октября (5 ноября) 1878, Хвалынск, ныне Саратовская область - 15 февраля 1939, Ленинград], российский художник, теоретик искусства и писатель. Выдающийся мастер изобразительного искусства символизма (см. СИМВОЛИЗМ) и модерна (см. МОДЕРН) , плодотворно продолживший традиции «серебряного века» в советский период.
Родился в бедной семье сапожника. Благодаря поддержке местных купцов-хлеботорговцев смог получить художественное образование - в т. ч. в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1905, где одним из его учителей был В. А. Серов (см. СЕРОВ Валентин Александрович)), в студии А. Ажбе (см. АЖБЕ Антон) в Мюнхене (1901), а также (1906-08) в частных академиях Парижа. В этот же период путешествовал по Италии и Северной Африке. Был членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства». Жил в Ленинграде, с 1927 - в Детском селе (ныне Пушкин).
Литература и живопись. «Купание красного коня»
В творчестве молодого Петрова-Водкина литература (проза и драматургия в духе М. Метерлинка (см. МЕТЕРЛИНК Морис)) соперничала с живописью. Окончательно став художником, не раз возвращался к писательству. Типическими образцами символизма по содержанию и модерна по форме явились его ранние картины, с условными персонажами в ирреальном и таинственном пространстве сна или легенды («Сон», 1910; «Играющие мальчики», 1911; обе - Русский музей). Этапным символом творческой зрелости явилось полотно «Купание красного коня» (1912, Третьяковская галерея), где величавый, «фресковый» лаконизм форм, яркий и сильный локальный колорит превращают простой, пасторальный мотив в поэтическое иносказание о судьбах России. Та же поэтическая аллегорика животворит картины «Мать» (1913), «Девушки на Волге» (1915, обе - там же), где так же, как и в других зрелых образах мастера, проступает глубокая связь его метода не только с современным французским искусством и итальянским ранним Возрождением (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) , но и с древнерусской живописью.
Новатором русского религиозного искусства, мастером «церковного модерна» выступает художник в своей христианской иконографии («Богоматерь с младенцем», керамическое панно на здании клиники Р. Р. Вредена в Петербурге, 1904; росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче (1910), Морском соборе в Кронштадте (1913); росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы (1915); сохранились лишь частично). Религиозные мотивы нередко одухотворяют и светские композиции Петрова-Водкина («1918 год в Петрограде», 1920, там же).
Формирование новой художественной системы
В революционном порубежье окончательно складывается художественная система мастера, которую он излагал - со свойственной ему романтической восторженностью мировосприятия - в письмах, заметках и поздних автобиографических сочинениях. Открытые, по возможности чистые, не смешанные тона Петров-Водкин сочетает с особого рода «сферической перспективой», которая позволяет ему, изображая натуру в ракурсе сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты». Чувство «планетного притяжения» Петров-Водкин стремится передать даже в своих натюрмортах, что придает этим аскетически простым композициям монументальную значительность («Селедка»; «Утренний натюрморт»; оба - 1918, Русский музей).
Побывав в 1921 в Самарканде, мастер расширяет историко-культурный спектр своей живописи и графики в сторону Востока (в 1923 вышла книга Петрова-Водкина «Самаркандия» с его иллюстрациями). Искренний «попутчик» Революции, он создает эпически идеализированные образы Гражданской войны в картинах «После боя» (1923, Центральный музей Вооруженных Сил, Москва) и «Смерть комиссара» (1928, Русский музей). Но в ряде его полотен усиливаются ноты тревожного отчуждения; они нарастают от картины «Землетрясение в Крыму», 1927-28, там же) до полотна «1919 год. Тревога» (1934, там же), где мотив гражданской войны - с питерским рабочим, которого среди ночи вызывают на фронт - воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами. Картина «Новоселье» (1937, там же) - на тему перераспределения жилплощади «бывших буржуев» -полна скрытой сатиры на новый социальный быт.
Портреты
Выдающийся портретист, Петров-Водкин видел в своих моделях живые вехи времени, героические воплощения человеческого достоинства и творческой чести. Таковы его «Автопортрет» (1918), портреты А. А. Ахматовой (1922; оба - там же), А. Белого (1932, Картинная галерея Армении, Ереван). Даже, казалось бы, сугубо официальный портрет В. И. Ленина (1934, там же) выделяется в «Лениниане» своей удивительной, очень жесткой поэтической объективностью.
В поздний период мастер особенно активно работал как писатель, запечатлев свою «жизнь в искусстве» в произведениях «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933), - ярких, по-своему красочных по стилю сочинениях, которые являются своего рода вымышленной автобиографией, сочетающей в себе черты романа, теоретического трактата и мемуарного текста. Плодотворно работал также как художник театра и педагог.